ВОЗЗВАНИЕ УМИРАЮЩЕЙ ПРОФЕССУРЫ
Профессор Некрасов С.Н.
Замечательная и аргументированная статья пенсионера, профессора Г.В. Маклакова может быть понята не просто как крик души человека, выразившего совокупные корпоративные интересы профессорского сословия России, но как манифест формирующегося гражданского общества. Это воззвание от имени умирающей уходящей натуры - профессуры России. Автор как бы говорит вчерашним студентам, а ныне бесстыжим государственным и муниципальным чиновникам всех уровней и видов – посмотрите, как вы относитесь к своим учителям жизни и духовным родителям, что вы с ними делаете. Вы над ними насмехаетесь и их убиваете физически.
Профессуры в России не так много - 29,9 тыс. человек, а сколько у нас чиновников и прочих жуирующих субъектов, преуспевающих по принципу отрицательного отбора, когда чем выше и благополучнее тем хуже и дряннее человечишка, тем меньше у него устремлений к творчеству и меньше активной созидательной жизненной позиции? Прочтите письмо профессора, а потом посмотрите мой на него ответ, в котором мне бы хотелось дать первое неотложное средство для спасения профессорского сословия. Последующие шаги должны быть более радикальными и захватывающими изменение самой государственной машины уничтожения традионной русской цивилизации в современной РФ.
ПРОФЕССОР В РОССИИ
Главному редактору газеты «Советская Россия» Чикину В.В.
Уважаемый Валентин Васильевич!
С удовольствием читаю публикации специального выпуска-приложения «Голос народа».
В них актуально и правдиво излагаются социальные проблемы читателей, заинтересованных в улучшении сложившегося положения в нашем обществе. Вот и у меня, представителя малочисленной категории, но весьма значимой в обществе (третья часть трудоспособного населения имеет высшее образование), возникло желание изложить свои размышления о социально-экономическом положении профессора в советской и современной России.
Профессор – высшее ученое звание преподавателя, введенное в XVI веке. В настоящее время статус профессора в России имеет 29,9 тыс. человек. Это элита высшего образования. Помимо педагогической деятельности, профессора, как правило, имеют свою научную школу. Руководя аспирантами, готовят будущее поколение научно-педагогических кадров и продолжают выполнять научные исследования по своей тематике. Обладая глубокими знаниями прошлого, критически оценивая настоящее, профессор может дать молодому поколению направления будущего развития. Значимость труда его высокая, а материальное обеспечение не соответствует элементарной справедливости.
В царской России профессора и приват-доценты были весьма почитаемыми и материально обеспеченными членами общества. Они могли жить в особняке и содержать прислугу. Исторический обзор реального благосостояния профессора в России выполнен профессором А.В. Шипиловым – от создания первого высшего учебного заведения – университета при Академии наук, до 2003 года. Используя метод сравнительной оценки зарплаты с существовавшими ценами по наиболее важным продуктам питания, автор приходит к выводу, что уровень материального благополучия снижался. В качестве примера приведены данные о покупательной способности месячной зарплаты профессора в разное время. Так, в 1730–1740 годы профессор на нее мог купить 693 кг коровьего масла, в 1980-м – 124, в 2003-м – 58 кг. Интересны данные по соотношению зарплат профессора и индустриального рабочего. В 1730–1740 годы превышение составило 22 раза, в 1804-м – 25, в 1845-м – 45, 1863-м – 15, 1912-м – 17, в 1961–1991-м – 2,5, а в 2003-м стала на ¼ меньше. Таков результат «сближения умственного труда с физическим».
Удивительно то, что снижение материального благополучия профессора сопровождается увеличением учебной нагрузки. Если по Университетскому уставу 1804 года профессор читал лекции по 3–4 астрономических часа в неделю, то в 1912 году объем учебной нагрузки профессора не превышал 1 астрономического часа в день, а в советское время она составляла от 450 до 650 часов в год, включая не менее 150 часов аудиторных занятий (для профессоров и доцентов). В настоящее время учебная нагрузка профессора составляет не менее 800 часов в год, или 80 часов в месяц, или 23 часа в неделю. В не самых богатых европейских странах годовая учебная нагрузка у профессора в среднем 240 часов. На днях у меня возникла потребность встретиться с коллегой. Посмотрел его расписание и был поражен – в субботу у него запланировано 12 часов аудиторных занятий. Чрезмерная учебная нагрузка не позволяет профессорам реализовать свой творческий потенциал.
В советское время профессор относился к элите общества как по статусу, так и по оплате труда. Сегодня заработная плата профессора в периферийных вузах России всего на 10% выше средней по региону и составляет от 30 до 40 тысяч рублей. Она соответствует военнослужащему со званием лейтенанта, а если он служит в отдаленном десантном гарнизоне, то получает в 2 раза больше профессора. Средний доход военного – 61,8 тыс. рублей, а профессора периферийного вуза – 35 тыс. рублей. Денежное довольствие их с 2012 года возросло в среднем в 2,5–3 раза, а зарплата профессора сохраняется на одном уровне около 10 лет. За это время инфляция достигла более 100 процентов, что свидетельствует о двухразовом снижении реального материального положения профессора.
В советское время профессора обеспечивались квартирами с дополнительной площадью без вложения личных средств. В настоящее время на профессорские доходы невозможно улучшить жилищные условия, если соблюдать педагогическую этику (не выполнять диссертационные работы для высокопоставленных чиновников и бизнесменов, не опекать их детей при получении высшего образования, не брать мзду за предоставляемые услуги).
В США профессора считаются синекурой общества и хорошо оплачиваемы. По размеру годового дохода профессора занимают второе место после юристов. Их заработная плата составляет 110–150 тыс. долларов в год, без грантов на исследования. В России годовой размер ее приближен к 500 тыс. рублей, или, в пересчете по современному курсу, около 8 тыс. долларов, то есть разница пятнадцатикратная. Годовой бюджет Турции в 2 раза меньше России, а зарплаты профессора в 3 раза больше российских. В газете New York Times приведено сравнение заработной платы профессора в 28 странах. На предпоследнем месте находится Россия, ниже только Армения, и выше Эфиопия. А какие различия в вознаграждении различных членов общества в России? Самый богатый футболист в России, игрок «Зенита» Халк, получал в год 7 млн евро. Если пересчитать эту сумму на годовой доход профессора, то это будет соответствовать оплате 1400 профессоров, а 20 таких игроков равноценны по оплате труда всех профессоров России. У гендиректора госкорпорации «Почта России» Дмитрия Страшнова заработная плата достигает 10 млн рублей в месяц. По итогам года начислен бонус 95,4 млн рублей. Годовой доход составил более 220 млн рублей, или 33 млн долларов, что соответствует заработной плате более 4700 профессоров. Такие парадоксы вполне заслуживают внесения в Книгу рекордов Гиннесса. Больше профессоров получают административные работники университетов. Так, средняя зарплата в Новосибирском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова превышала профессорскую.
Имея низкий доход, профессор вынужден работать либо на 1,5 ставки по основному месту работы, либо подрабатывать в других учебных заведениях или научных и практических организациях. Добывание денег происходит в ущерб использованию своего творческого потенциала. Большинство профессоров не имеют коттеджа и автомобиля, а если и есть, то устаревшей модели. На зарплату и пенсию нельзя не только купить автомобиль, но и его обслуживание проблематично. Тогда как часть студентов, особенно заочного обучения, приезжают в университет на личном транспорте и снисходительно относятся к профессорам, узнав их оплату труда. Молодым подавай зарплату сразу не менее профессорской, они не хотят ждать ее получения через 20–30 лет. Поэтому у молодежи пропадает интерес к педагогической работе, а способные и талантливые выбирают другие страны, где выше престиж и материальное обеспечение творческой деятельности.
По подсчетам экспертов ООН, отъезд человека с высшим образованием наносит ущерб нашей стране в размере от 300 до 800 тыс. долларов. Социальное и экономическое положение профессора и ученого в нашей стране достигло «дна», о котором так часто упоминал А.В. Улюкаев. Чтобы оторваться на небольшое расстояние от «дна», профессор продолжает творческую деятельность в пенсионный период, так как пенсия и заработная плата приемлемы для скромного жизнеобеспечения. Однако в настоящее время наблюдается поветрие принудительного прекращения трудовой деятельности профессора по достижении возраста 70 лет. Так, в 76 лет мне было отказано в приеме на работу в Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭиУ). А такая реальная возможность существовала. В 2015 году ликвидирован Новосибирский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова и более 800 студентов перевели в НГУЭиУ. На собрании сотрудников филиала и.о. ректора НГУЭиУ А.В. Новиков заявил, что «преподавателей-пенсионеров не берем», и 4 профессора кафедры коммерции были не востребованы, тогда как переданная учебная нагрузка могла бы обеспечить им работу. Он не только отказал в приеме на работу возрастных профессоров, но и принимает меры по сокращению своих.
Такое положение обусловлено наличием показателя «средний возраст профессорско-преподавательского состава» при аттестации вуза и мотивирует ректорат на омоложение, что, несомненно, отражается на снижении качества образования. Справедливости ради предлагается либо исключить из аттестационных показателей «средний возраст профессорско-преподавательского состава», либо трактовать его противоположно. Чем взрослее профессорско-преподавательский состав, тем выше качество образования. Молодежь приходит и уходит, а старшее поколение продолжает фанатично служить на педагогическом поприще, и неразумно преждевременно отправлять профессоров на «заслуженный отдых», если ими полностью не использован интеллектуальный потенциал. Трудовая деятельность сохраняет интерес к жизни и повышает эмоциональный настрой.
Профессор – это кладезь знаний, чем он старше, тем выше ценность его творческих достижений. Накопленный им богатейший опыт, информированность от основ появления до современного состояния преподаваемых дисциплин необходимо максимально использовать. Профессор в 80 и 90 лет остается профессором, если сохраняется память и физическая форма. Нелишне напомнить нашим чиновникам во властных структурах слова Цицерона, жившего до начала новой эры: «Великие дела совершаются не посредством физической силы, а благодаря зрелой мудрости, присущей старости».
На личном примере могу продемонстрировать плодотворность научно-педагогической деятельности профессора за 50 лет работы. Список моих трудов насчитывает 180 наименований. Из них выполнено в возрасте от 25 до 60 лет – 97, а с 60 до 76 лет – 83. Если до пенсионного возраста ежегодно издавалось 2,8 работы, то после – 5,5. Это свидетельствует о том, что с возрастом повышается эффективность творческой деятельности профессора. Только за 2016 год опубликованы монография и 4 статьи в материалах международных научно-практических конференций и научных журналах, в том числе из списка ВАК. Еще две статьи находятся в печати.
Вопиющей несправедливостью является потеря статуса профессора и ученого по выходе на пенсию. Если члены РАН имеют пожизненное ежемесячное пособие (100 тыс. рублей – академик и 50 тыс. рублей – член-корреспондент), а также получают гражданскую пенсию и могут работать до предела своих возрастных возможностей с оплатой, соответственно, 80 и 40 тысяч рублей, согласно февральскому постановлению 2016 года, то профессорам и докторам наук по достижении пенсионного возраста определяют гражданскую пенсию в размере 16 тысяч рублей, без каких-либо льгот.
Члены академии – это те же доктора наук и профессора, преимущественно получившие свой статус, используя административный ресурс, являясь руководителями институтов и университетов или высокопоставленными чиновниками. Им приходится значительное время уделять исполнению административных функций и по остаточному принципу заниматься творческой деятельностью. Исследования переходят на второй план, а исполнение чиновничьих функций становится главным. Ученый превращается в организатора науки. Чем выше административная должность, тем больше вероятность получить высокое академическое звание. Тогда как доктора наук и профессора, не попавшие в эту элиту, полностью себя посвящают науке и образованию и по результатам творческой полезности редко уступают членам РАН. А пенсионный статус тех и других, как видите, резко отличается. Если члены РАН до последних своих дней остаются академиками и членами-корреспондентами, то доктора наук и профессора с выходом на пенсию становятся рядовыми пенсионерами, не сохраняя полученного статуса за многолетнюю творческую деятельность. Было бы справедливым на получаемую пенсию профессорам и ученым сохранить государственные надбавки за ученые звания (доценту – 40%, профессору – 60%) и степени (кандидата наук – 3 тыс. руб., доктора – 7 тыс. руб.) и 20% надбавки за знак «Почетный работник высшего образования» и т.д., которые они получали во время трудовой деятельности. Это бы не только материально, но и морально поддерживало их в оставшиеся годы жизни, сохраняя чувство своего статуса, а не рядового пенсионера.
Прибавка к пенсиям профессоров и ученых за звание и степень будет свидетельствовать об общественном признании их труда и моральном удовлетворении от прожитой жизни. Ссылка на недостаток средств в антикризисной экономике необоснованна. По данным Росстата за 2015 год, зарплата госслужащих выросла на 2,3% и составила 111 300 рублей в месяц, при средней по стране 33 981 рубль. Самая высокая прибавка у служащих Совета Федерации – 42,2% и Госдумы – 30,7%. Повышается зарплата вновь избранным депутатам. Находят же на это деньги.
Профессор как ученый не может отключиться от научных проблем, которым посвятил всю жизнь. Поэтому, выходя на заслуженный отдых, как правило, не по собственному желанию, а по инициативе ректората, продолжает свою творческую деятельность. Некоторые профессора, доктора наук в технических вузах, как и прежде, посещают лаборатории, где прошли многие годы их работы. Другие появившееся свободное время используют для обобщения своего творческого опыта, работая и издавая монографии, учебники и публикуя научные статьи.
Профессор на пенсии покидает категорию среднего класса и переходит в число малообеспеченных. Его материальное положение (если нет помощи от детей) вынуждает провести обмен просторной квартиры, полученной в советское время, на меньшую по площади, чтобы разницу в стоимости использовать для улучшения жизнеобеспечения. К тому же с меньшей квартиры ниже размер оплаты за жилищно-коммунальные услуги, которые растут в большей степени, чем индексация пенсий. Заслуги профессора, полученные в Советской России, используются для выживания в современной России. Дополнительные денежные средства профессору необходимы для оплаты медицинских услуг и лекарств, для приобретения научной литературы, периодических изданий, посещения мероприятий интеллектуального характера. Профессор на пенсии продолжает жить в своем качестве при ограниченных материальных ресурсах. В целях экономии средств в научных библиотеках преобладают посетители пенсионного возраста.
В работе профессора на пенсии обнаружен еще один парадокс. За свои труды приходится рассчитываться из пенсии. Так, за перечисленные выше публикации в 2016 году мне пришлось заплатить две пенсии. Если во время работы расходы на публикацию принимал на себя университет, то отлученный от него профессор сам оплачивает издательские расходы. Предлагаемые надбавки к пенсии за ученые звания и степени частично компенсировали бы эти расходы.
Материальное унижение профессоров и преждевременная отставка сокращает их численность (за последние 5 лет на 10 процентов), снижает привлекательность профессии и является одним из факторов ухудшения качества высшего образования в нашей стране. Общество, в котором не ценятся знания, а образование поставлено на поточный метод, когда у профессора нет времени на научную работу и отсутствует стимуляция творческой деятельности, постепенно деградирует и переходит на задворки мировой цивилизации. Социальное и экономическое положение профессора в современной России не соответствует его статусу и требует принятия мер по улучшению, иначе заявления руководителей страны о развитии высшего образования станут утопией.
Изложенные положения носят личное восприятие статуса профессора в нашем обществе, поддерживаются коллегами при обсуждении и каждым из них вносятся дополнительные аргументы, подтверждающие необходимость принятия изменений в улучшении социально-экономического положения профессора. В Советской России он был уважаемым и почитаемым, а в современной России стал униженным и обиженным. Этой статьей хотелось бы пригласить профессоров будировать общественное мнение, не мириться с создавшимся положением, призывать к совести властвующих чиновников, бывших студентов, которые получали знания у профессоров.
Г.В. МАКЛАКОВ
пенсионер, профессор, г. Новосибирск-87